Пэчворк или лоскутное шитьё. Инструменты. Советы начинающим.

Совсем недавно у меня возникло желание несколько систематизировать знания, накопленные мной за время увлечения лоскутным шитьём. И начну я с инструментов, необходимых для занятия этим удивительным видом рукоделия. Сама я, когда начинала, информацию собирала по крохам из разных источников. И, как правило, везде просто перечислялись инструменты, но на что обращать внимание при покупке, нигде не объяснялось. Думаю, неплохо будет, если я поделюсь своими соображениями на этот счёт. Может, кому-то это будет полезным... Ещё раз повторю, что это только мои личные впечатления и адресуются они начинающим.




Для того, чтобы блоки были сшиты точно, и уголочки все сходились, необходимо два условия: точный крой и постоянный припуск. Точность кроя возможно обеспечить при наличии роликового ножа, специального мата (не путать с устным народным творчеством) и линеек. Существует масса фирм, выпускающих эти аксессуары. Не берусь оценивать качество их продукции, но скажу о некоторых пунктах, на которые стоит обратить внимание.

Самовосстанавливающийся мат для раскроя.

Размер первого мата, который стоит купить, должен быть не меньше, чем 45см на 60см. Это позволит вам отрезать полосы по всей ширине ткани, сложив её только вдвое. Хорошо, если мат имеет разметку с двух сторон, и одна из них должна быть обязательно в дюймах. Это освободит вас от кучи проблем с переводом дюймов в привычные нам сантиметры. Да и раскрой часто даётся именно в дюймах, так уж сложилось. У моего мата разметка на одной стороне в дюймах, а на другой стороне - в сантиметрах. Это удобно, если время от времени вы кроите в сантиметрах. Второй стороной я тоже пользуюсь, но значительно реже. Очень полезны нанесённые на мат линии под разными углами: обычно, это 30, 45 и 60 градусов. Также неплохо, если есть две линии под углом в 45 градусов, пересекающиеся в центре мата (на фотографии - нечто похожее). По ним удобно выравнивать квадраты. Но если их нет, можно нанести линии самостоятельно любым несмываемым маркером (я, кстати, так и сделала). Ну и, конечно, за матом надо ухаживать: по возможности, не делать разрезы на одних и тех же местах, после раскроя стирать влажной салфеткой остатки ниток и обрезки ткани, можно иногда даже мыть в ванной. Утверждается, что неглубокие разрезы на мате затягиваются сами. Не могу оспорить это утверждение, но и не особо ему верю. Скорее, мат изготавливают из такого материала, что для образования на нём реального разреза надо очень долго водить по одному месту роликовым ножом.
Насколько нужны маленькие маты для раскроя, я не знаю. Полагаю, что без них вполне можно обойтись, имея один большой. Единственный мат, который я бы посоветовала приобрести в придачу к большому, это вращающийся.

Эти маты обычно имеют размер небольшой, но они удобны для выравнивания блоков. Используя такой мат, вам не придётся перекладывать-переворачивать блок, чтобы подровнять его со всех сторон. Вот на таких матах обычно уже есть пересекающиеся в центре линии, обозначающие центр.

Линейки.

Основная ваша линейка должна быть не короче длинной стороны мата. Удобно, если линейка имеет дюймовую разметку (плюсы описывала в предыдущем пункте), нанесённую по всей поверхности . Также линейка должна быть прозрачной и неплохо бы иметь линии, идущие от угла линейки под разными углами (30, 45 и 60 градусов).
А вот одной линейкой вы не обойдётесь. Очень неудобно орудовать длинной линейкой, если вам надо отрезать маленький кусочек. Поэтому я рекомендую приобрести ещё и дополнительные линейки. Очень полезна, например, квадратная линейка с нанесённой из угла линией под 45 градусов.
Я всегда пользуюсь ею при выравнивании квадратов. Полезны также разные линейки-треугольники: равнобедренный и прямоугольный. Ими легко пользоваться для раскроя некоторых видов блоков. Но для начала можно ограничиться и линейкой-квадратом.
Основным недостатком подавляющего большинства линеек является их способность скользить по ткани. Чтобы немного сгладить эту неприятность, некоторые рукодельницы советуют приклеивать на нижнюю сторону линейки кусочки лейкопластыря. Но мне понравился совет, который я встретила в каком-то в иностранном блоге. На нижнюю сторону линейки наносят несколько точек прозрачным лаком для ногтей. Затем, пока лак не засох, насыпают на эти точки обычную соль. После застывания просто стряхните излишки. При этом способе не теряется прозрачность линейки.

Роликовый нож.

Ну, тут даже не знаю, что сказать... Конечно, тут главное - чтобы костюмчик сидел нож резал, т.е. лезвие должно быть из качественной стали. Конструкций роликовых ножей существует великое множество. Чтобы понять, какая подходит именно вам, нужно все их перепробовать, а такой возможности нет. Поэтому, исходите из того, насколько удобно вам его держать в руке. Представьте, что разрезаете ткань (а это делается движением от себя). Единственный совет, который я хочу дать, касается крепления лезвия. Так как лезвия у таких ножей очень острые, для безопасности в нерабочем состоянии оно обычно закрыто чехлом или расположено так, чтобы об него нельзя было обрезаться. И тут возможны варианты. Может выдвигаться сам чехол и закрывать лезвие, или двигается лезвие. У меня последний вариант. Лезвие в моём ноже в обычном состоянии поднято. Чтобы перевести его в рабочий режим, надо нажать на рычажок, и тогда лезвие выдвигается вниз. Так вот это и нехорошо. После двух лет использования лезвие перестало держаться в выдвинутом положении. Нет, оно выдвигается, но при малейшем нажатии (а при раскрое всё равно давишь на нож) отскакивает назад. Пришлось закрепить его жёстко в выдвинутом положении. А это уже травмоопасно.
Раскройные роликовые ножи бывают диаметром 28мм, 45мм и 60мм. Какой брать? Считается, что чем меньше диаметр ножа, тем более криволинейные детали им можно вырезать. Большинство начинающих лоскутниц (и я в их числе) используют нож только для раскроя ткани по линейке, т.е. по прямой. Для этих целей лучше использовать нож диаметром 45мм или 60мм. А вот когда у вас появятся пластиковые шаблоны для шитья блоков (а они часто имеют неправильную форму), тогда и приобретёте нож с маленьким диаметром.
Лезвие у ножа, конечно, имеет свойство тупиться. Как быстро это произойдёт, зависит от качества стали и интенсивности использования. В продаже есть точилки для роликовых ножей. Но, почитав отзывы, я поняла, что игра не стоит свеч: после заточки лезвие служит совсем недолго. Проще сразу купить сменное. Лучше если лезвие будет той же фирмы, что и сам нож. И ещё, как я прочитала в комментариях, всё-таки импортные лезвия более качественные, чем наши, и служат значительно дольше.

 Лапка для швейной машины.

Специальных лапок надо несколько. Иногда некоторые из них входят в комплект со швейной машиной.
Самой востребованной является лапка 1/4" с ограничителем или без. Эта лапка позволяет шить с постоянным припуском в 1/4 дюйма. Этот припуск является стандартным для изделий в дюймовой системе.


Следующие лапки необязательны, но о-о-очень полезны. Используются для стёжки.
Дело в том, что лоскутные изделия обычно состоят из трёх слоёв: лоскутный верх (топ), уплотнитель (синтепон или аналоги) и подкладка (бэк). Для того, чтобы продлить срок службы изделия и чтобы скрепить все эти слои, изделие простёгивают. Делать это, конечно, можно и с обычной лапкой, но с ней есть опасность смещения слоёв относительно друг друга. К тому же, с обычной лапкой возможна стёжка только прямыми линиями.
Для начала, покажу так называемую "шагающую лапку". Она тоже позволяет стегать только по-прямой, но более равномерно продвигает слои, уменьшая риск их смещения. Выглядит она приблизительно вот так (может отличаться для машин разных марок):
А следующая лапка "для вышивки" нужна, чтобы стегать кривыми линиями, т.е. разными рисунками. Этой премудрости надо учиться специально. Очень хороший заочный курс (где и я занимаюсь) ведёт Любовь Лежанина на форуме Дублирин.

 
...ну и всякая мелочь.

Ещё одним аксессуаром, который я использую довольно часто, является маркер для разметки ткани.
Наверное, можно для этих целей пользоваться и карандашом, но маркером намного легче рисовать линию. Маркеры продаются разные: исчезающие на воздухе, смываемые водой и исчезающие под воздействием температуры (последний не маркер, а ручка фирмы Pilot, называется Frixion ball). Маркеры нужны, например, чтобы начертить диагональ на квадратах. Исчезающий на воздухе маркер оказался не слишком полезным. Хотя на нём и написано, что исчезает он через 24 часа, у меня он не держится и часа.  А при массовом пошиве удобно сначала нанести разметку на все кусочки, а потом все вместе сшить. Так долго разметка этого маркера у меня не держится (или мне не попался качественный маркер). Смываемый водой маркер оказался более полезным. Они у меня двух цветов: голубой и белый, для светлых и тёмных тканей. А вот ручкой, которая исчезает под воздействием температуры, пользуюсь редко. Девочки в комментариях утверждают, что она очень удобна и исчезает уже при 30 градусах. Так что примите к сведению.
И, конечно, как и при любом шитье, необходимыми инструментами являются: ножницы, иголки, нитки, булавки (портновские, лучше не с петелькой, а с бусинкой или цветочком на конце и английские, последние - в неограниченном количестве) и другая мелочёвка, которая помогает вам при обычном шитье.
Вот такие булавки я использую
Есть в продаже специальные квилтерские булавки. Они слегка изогнуты для более лёгкого скалывания нескольких слоёв изделия. В использовании довольно удобны. Но я с тем же успехом использую и обычные негнутые английские булавки.
Булавки для квилтинга
Есть у меня ещё специальный клей-спрей для временного склеивания слоёв. Использую его для небольших изделий. Склеивает действительно только на время: побрызгал, и надо сразу стегать. Поэтому неактуален для крупных изделий: за один присест большое одеяло не простегаешь.

Больше никаких специфических инструментов, без которых нельзя было бы обойтись, я не использую.
Ну вот, вроде, всё про инструменты. Если у вас есть вопросы, задавайте, и я добавлю необходимую  информацию. А может быть вы имеете собственный опыт и тоже захотите им поделиться - буду только рада!




Комментарии

  1. Ответы
    1. Лариса, пожалуйста! Надеюсь, было интересно...

      Удалить
  2. Спасибо, Аня.
    Присматриваюсь к вращающемуся мату...раздумываю))
    Очень люблю длинные тонкие иголки с цветочками на конце, бусинки мне мешают.
    Булавки кривые для скалывания слоев, прометывать не люблю.
    Инструментов у меня минимум...мат большой, несколько линеек разной длинны, недавно появился второй нож, первый был на кнопке и при сильном нажатии кнопка отжималась и лезвие самопроизвольно убиралось, это нервировало.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и у меня такой нож. Пока муж не закрепил лезвие в одном положении, я ужасно нервничала. Надо, конечно, купить второй, но пока никак. Промётывать я тоже не люблю, поэтому всё скалываю.

      Удалить
  3. Благодарю, Аня за полезную информацию для начинающих шить из лоскутов. Из своего небогатого опыта добавлю, что пользуюсь двумя матами: формат А3 и А4, причем на маленьком есть разметка в см на обратной стороне - удобно, если изредка используется шитье в см. Маркеры по ткани использовала разные, т. к. не только шью, но и вышиваю (делаю постоянно разметку на канве). Для меня оказалась самой удачной шариковая ручка Pilot "FriXion Ball" синего цвета - безвозвратно убирает разметку при тепловой обработке утюгом (даже при 30 градусах). Стержень в ручке длительного использования и купить можно в обычном канцелярском отделе. С темными тканями пока не работала, поэтому маркер с белыми линиями для меня неизвестен. Нож оказался очень продуктивный фирмы Fiskars (диаметром 45), трудился год. Я не знала, что его лезвие можно было заточить снова, когда стал плохо резать и выкинула. Теперь пользуюсь гаммовскими лезвиями, действие которых очень ограничено по сроку (1-2 месяца и тупятся).
    С уважением, Светлана.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо за информацию! У меня нож той же фирмы. К лезвию претензий не было - только к конструкции. Когда затупился, я купила запасные лезвия той же фирмы. И опять почти уже год не меняю.

      Удалить
    2. Мне тоже ,больше всего ручка Пилот "Пиши стирай " больше всего понравилась, по сравнению с маркерами( они то не стираются долго, то наоборот очень бысто не успеваешь прошить, еще они у меня сохнут постоянно),а эта ручка прямо находка, когда нужно прогладил и все.

      Удалить
    3. Самое интересное, что маркером, который удаляется паром, я называла тоже, похоже, такую ручку. Сейчас посмотрела - фирма "Pilot". Ну раз все ею так довольны, тоже буду чаще пользоваться! Спасибо, девочки! Текст сейчас поправлю...

      Удалить
  4. Анна, здравствуйте. Очень полезный и интересный пост! Спасибо вам, что делитесь.

    ОтветитьУдалить
  5. Огромное спасибо! Интересный и полезный пост!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Анна! Очень полезный, познавательный и интересный пост.

    ОтветитьУдалить
  7. Я всех благодарю за оценку моего труда! Очень рада, что пост оказался полезным!

    ОтветитьУдалить
  8. Очень полезная статья, огромное спасибо Анна! Я всего лишь год как увлеклась пэчворком. Живу в небольшом городке, посоветоваться не с кем было и приобретаю товары только в Интернет магазинах.Поэтому такие посты очень познавательны. Спасибо за рассказ о спрей-клее, хотела разориться купить, но получается не много от него пользы ( о чем я и подозревала). Еще на днях как раз получила вращающийся мат . Хочу у вас проконсультироваться ( если можно в личку).

    ОтветитьУдалить
  9. Ира, справа, сразу под информацией обо мне, есть форма связи, где Вы можете мне написать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спрашиваю здесь, так как немного не поняла: Имя - чье писать и эл. адрес, чтобы тебе сообщение отправить? Не нашла, как подписаться на твой блог. Присоединиться, это не подписка.

      Удалить
    2. Имя и адрес - твои. При отправке сообщения мне на почту придёт текст с указанием адреса, куда я могу ответить

      Удалить
  10. Анна, здравствуйте))) Присматриваюсь к пэчворку, добрые люди отправили к вам))) Спасибо за серию статей для начинающих! Буду читать)))

    ОтветитьУдалить
  11. Анечка спасибо за подробный рассказ. Все внимательно прочитала.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за статью! Очень полезно!

    Людмила

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, Анна. Я совсем еще "зеленая" пэчвордистка. У нас в городе маты одного и того же размера разнятся по цене в 3-4 раза. Все темно-зеленые, выглядят одинаково (небольшие нюансы в разметке) и на ощупь тоже не отличаются. Подскажите пожалуйста, стоит ли брать дорогой, на что обратить внимание, в чем может быть разница. Заранее благодарю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Боюсь, что не смогу сказать больше, чем написано в статье. Мой мат фирмы Fiskars. Служит мне верой и правдой вот уже 5 лет, и ещё очень ничего. Хотя дюймовая сторона пострадала больше. Менять его пока не планирую. Ничего очень плохого про маты других фирм я не слышала и опыта использования не имею. Но, думаю, стоит купить мат средней ценовой категории. Просто из соображений здравого смысла. Не думаю, что дорогой мат будет служить сильно дольше.

      Удалить

Отправить комментарий

Благодарю за оставленные комментарии. Читая их, понимаю, что у меня есть единомышленники

Популярные сообщения из этого блога

Как я шью по бумаге...

Избы, Колодцы, Бревенчатые домики - в общем, Сказ о деревне. МК.